max (ornitolog13) wrote,
max
ornitolog13

Categories:

Краткий курс юного краеведа

Оригинал взят у dg048 в Краткий курс юного краеведа
...и любителей истории Местного Края.

P1130988=.JPG

Хроники Н. М. Чернавского
для всех кто еще не читал или не знал о их существовании. Текст приводится по сборнику "Материалы к прошлому города Челябинска". 1926 год

Н. Чернавский
Сжатый очерк развития города Челябинска
(II часть)

IV.

Новая полоса в жизни города, характеризуемая быстрым экономическим подъемом и общественно-культурным развитием его, открылась с 1892 г., с проведением Самаро-Златоустовской жел. дороги. Постройка дороги, начатая от Златоуста еще в 1891 г., и перевод сюда из Самары в 1892 г. управления по постройке Западно-Сибирской жел. дороги, законченной в 1896 г., вместе с притоком капитала привлекли сюда массу рабочего и промышленного люда, а также и большое количество служащих. Влияние постройки Сибирской магистрали на рост города возрастало по мере прокладки пути и открытия движения, с начала до Кургана (в 1893 г.), а потом Омска (в 1894 г.) и т. д. В 1895 г. город соединен был еще веткой на Свердловск, а позднее (в 1912 г.),— через станцию Полетаево,— и дорогой на Троицк и Кустанай. Таким образом, Челябинск стал важным узловым железнодорожным пунктом, в то время как до сих пор, благодаря своей изолированности и удаленности от центра, был типичным захолустным городком. Со времени же проведения железной дороги город стал быстро расти и развиваться. И, действительно, не прошло и 10-ти лет, как перепись 1897 г. показала увеличение в составе населения вдвое (до 20.000).
Проведение железной дороги на Сибирь усилило переселенческое движение из внутренней России в Сибирь, вызвав в Челябинске создание в 1897 г. врачебно-питательного Переселенческого пункта, самого значительного и наиболее оборудованного, занимающего своими постройками около 10-ти десятин земли. Сюда от станции была проведена железнодорожная ветка и в скором времени на пункте были устроены зимние и летние бараки, больница, амбулатория, аптека, столовые, церковь, баня, прачешная, водогрейка, 2-х классная школа и др. На ряду с вокзалом Переселенческий пункт являлся крупным учреждением в городе, создававшим большой спрос на припасы. Количество переселенцев, направлявшихся через станцию Челябинск с устройством пункта усилилось, достигнув в 1895 г. до 60.000, а потом, в XX веке оно стало выражаться в сотнях тысяч (от 200 до 750 тыс.). Переселенческое движение, конечно, тоже дало некоторый прилив населения города. В годы европейской войны, когда транспорт был занят, переселенческое движение прекратилось, заменившись притоком беженцев с Западной границы.
Положение Челябинска, как передаточного пункта для импорта товаров с Дальнего Востока, вызвало учреждение в городе в 1899 г. Таможни 1-го класса (переведенной из Тюмени). Особенно крупное значение здесь получило чайное дело и через Томожню проходил почти исключительно один чай (около миллиона пудов).
Развитие торговли чаем повело к образованию в Челябинске обширных базисных складов, каковые имелись здесь от всех главных Московских чайных фирм: Вогау, Перлова, Филиппова, Швецова и Грибушина. Вскоре в городе были устроены большие чае-развесные: Губкина и Кузнецова, Колокольникова, В. Высоцкого и К-о и Попова. Особенно крупное производство чая было в чае-развесных Кузнецова и Высоцкого; оборот у них доходил до 10–12 мил. руб. в год с пропуском до 7–8 мил. фунтов байхового чая. По чайному делу Челябинск занимал в последнее время после Москвы второе место в России и конкурировал с Одессой.
Важным фактором для развития города стало служить использование колоссального природного богатства близь города в виде залежей бурого угля.
Наплыв населения в город создал острый квартирный кризис, благодаря чему дома и квартиры в городе сдавались в аренду за необычайно высокие цены. Началась строительная горячка,— обычно в кредит, даваемый своими квартирантами, при чем, некоторые лица свои дома отдавали под квартиры, а сами ютились в амбарах и банях наскоро приспособленных для жилья.
Постройки производились, главным образом, близь вокзала, удаленного в то время от города на 2 километра, где служащие железной дороги и рабочие устраивали небольшие домики, бараки или землянки. Тут же селились мелкие торговцы, которые ввиду отдаленности от города в целях увеличения торговых оборотов охотно оседали близь вокзала. Постройка шла без всякого плана и даже разрешения. Таким, чисто захватным путем близь вокзала возникла слобода Пригородная (1895 г.), введенная в селитебную площадь города в 1911 г.; на казачьей земле в 1897 г. появились поселки Шугаевский и Колупаевский; в 1906 г. на городском выгоне возник Порт-Артур. Никольский поселок с этого времени также разросся и заселился в значительной части пришлым элементом. Все новые постройки, возникшие благодаря проведению железной дороги и подъему торгово-промышленной жизни составляли почти половину общего населения города.
С этого же времени начал быстро застраиваться и сам город, где появились целые новые слободы: Дешевая (1904 г.) и Семеновская слобода (1907 г.) на Северной стороне. Для заселения этих слобод городским самоуправлением отводились маломерные земельные участки, а самые слободы были разбиты на небольшие кварталы. На главных же улицах и в центре города взамен прежних маленьких деревянных домов были сооружены крупные каменные здания для учреждений, магазинов, контор, гостиниц и проч.
Особенное оживление в этот период приобрела и лучше обстроилась Уфимская, ныне Рабоче-Крестьянская улица, сделавшаяся в XX столетии главной в замен прежней Большой и Сибирской (ныне Цвиллинга и Труда).
О темпе и характере построек можно судить по статистике строений за 1904 и 1908 гг. В 1904 г. у города числилось: жилых домов 102 каменных и 2325 деревянных; лавок — 43 каменных и 348 деревянных, а всего — 145 каменных и 2673 деревянных домов. В 1908 г. домов было: жилых 326 каменных (с полукаменными) и 3515 деревянных; лавок — 81 каменных и 421 деревянных, а с нежилыми 490 каменных и 4837 деревянных. Следовательно, общим числом увеличение за 4-е года выразилось в 1,8 раз, но особенно обращает на себя внимание увеличение постройки каменных домов (более чем в 3 раза).
Наиболее крупные постройки возникли в 1902–14 г.
В это время были построены Государственный Банк (где ныне размещается Окрисполком) и здание Казначейства (теперь приходо-расходная касса); Народный дом (им. Цвиллинга); Реальное училище (Педтехникум); Казенный винный склад, Тюрьма, Красные казармы близъ вокзала и Красные казармы на Северном выгоне, за рекой.
К этому же времени были отстроены частными лицами следующие — наиболее обширные магазины и дома: Бр. Яушевых (Уралторг), Валеева (Отделение Текстильного Синдиката), Бейвеля (дом Окрсоюза), Комольцева, Каткова (магазин ЦРК), Злоказова (магазин «Книга»). Близъ моста был построен магазин Шакира Ахметова, сгоревший в 1920 г., и рядом с ним 2-х этажный магазин Галеева.
Кроме того были построены дома: Холодова (номера Комхоза), Кузнецова (Фармазавод), Зайкова (магазин Юж.-Уралтреста), Дядина (Дом Союзов), Архипова (Окружком ВКП(б)).
С половины 90-х годов Челябинск становится важным торговым пунктом. Главнейшей отраслью торговли города служит сбыт хлеба. Будучи центром обширного и богатого земледельческого района, Челябинск и раньше вел крупную торговлю хлебом, салом, кожами и проч., снабжая ими заводское население Урала и частью отправляя во внутреннюю Россию через пристани по реке Белой и гужем. С проведением же железной дороги пшеница отсюда стала отправляться кроме внутренних рынков за границу. В 1896 г. в Челябинске было открыто несколько заграничных контор и фирм специально для экспорта пшеницы, например: Луи Дрейфуса (Французская), Миллер и К-о (Английская, а на русских крупную торговлю вели Холодов, Степанов, Крашенинников, Павлов, Кандаков, Чирков и многие другие. Общий вывоз зерновых и хлебных продуктов из Челябинска оффициально определялся в 25 миллионов пудов ) (более 30 тыс. вагонов).
В 1914 г. для потребностей хлеботорговли в Челябинске начата была постройка Элеватора грузоподъемностью в 1 миллион пудов. В 1916 г. главный корпус Элеватора закончен был постройкой; в 1918–19 гг. были установлены машины, но в первые годы он, главным образом, обслуживал Наркомпрод и являлся преимущественно зернохранилищем и только с 1924 г., с передачей элеватора Госбанку, последний работает по своему прямому назначению.
Положение города в центре земледельческого района обусловило и крупную торговлю здесь сельско-хозяйственными машинами и орудиями, спрос на которые развивался с улучшением земледельческой техники и с переходом к более культурным способам ведения хозяйства. В Челябинске устроен был склад машин Столль собственного производства и от Американской фирмы — Мак-Кормика, а в 1899 г. Столль устроил собственный завод не далеко от станции и вырабатывал на последнем плуги и молотилки. Вслед за Столль и другие фирмы стали устраивать здесь склады для поставки земледельческих машин и орудий как собственного производства, так и заграничных, каковые именно фирмы: Эльворти, Аксай, Джон-Гривз, Янцен и Нэйфельд, Андриас, Плат и Ланц; кроме того был организован казенный склад Переселенческого Правления. Всего в городе было 14 складов.
Далее, в торгово-промышленной жизни города в XX столетии большое значение получило еще маслоделие, принявшее промышленный характер в нашем крае тоже с проведением железной дороги, когда введены были сепараторы и началась скупка масла для отправки его на рынки. Сначала маслоделие находилось преимущественно в руках частных предпринимателей, скупавших молоко у крестьян для переработки на своих заводах, а потом в деревнях начали создаваться маслодельческие артели, позднее объединившиеся и образовавшие в Челябинске отделение Союза Сибирских Маслодельных Артелей и Приуральский Союз Маслодельных Артелей. Во время Европийской войны, когда экспорт масла упал, союзы сократили свое производство.
Одним из старинных промыслов в Челябинске был кожевенный, но крупное развитие в торгово-промышленной жизни он получил особенно со времени Русско-Японской войны. На городском северном выгоне устроено было до 15 кожевенных заведений, вырабатывавших преимущественно выросток и полувал. Всего вырабатывалось в год 80–85 тысяч кож на сумму свыше 600 т. р. Сырье для переработки скупалось в городе и уезде, а также в Петропаловске и Троицке, куда оно в большом количестве поступало от киргиз. Выделанный товар направлялся для сбыта помимо местного рынка в Троицк, Кустанай, на Кочкарские прииски, заводы Урала и отчасти в Сибирь. В настоящее время на месте небольших, но многочисленных кожевенных заводов выстроен один кожевенный завод с механическим оборудованием и с выработкой до 100 тыс. кож.
Торговля скотом и продуктами животноводства раньше имела более местное значение, хотя скупка сала и масла производилась также и для отправки в Екатеринбург, Тюмень, Казань и др. города. Но, с проведением железной дороги, стало возможным отправлять в Москву битый скот в вагонах и холодильниках, для чего кроме старинной городской скотобойни устроены частные — Маренова и Лошкарева. В 1908 г. на городской скотобойне было убито до 12 тысяч голов различного скота, на бойне Маренова — 16 тысяч и у Лошкарева — около 1000 голов.
В 1900 г. близъ 2-й версты Омской жел. дороги устроен был для скоропортящихся продуктов холодильник с приборами для засолки мяса. В 1920 г. этот холодильник сгорел и в 1922 г.— 23 г. было выстроено новое здание холодильника, до настоящего времени не оборудованное.
Наконец, развитие и рост города обусловили собой новую отрасль торговли — лесную. За отсутствием строевого леса вблизи города, последний раньше доставлялся гужом с Урала, из башкирских земель и из Златоустовской заводской дачи; при чем в старое время доставка леса производилась в Челябинск сплавом во время половодия по реке Миас. С проведением-же железной дороги лес стали доставлять в Челябинск сначала из Уфы, а потом, со времени соединения с Екатеринбургом, из Верхотурья, станции Ляли, Выи и из Тюмени, где имеются обширные склады леса и лесопилки. Большой спрос на лесные материалы вызвало открытие в городе 7-ми крупных частных лесных складов.
Оживление и развитие торговли поставили на очередь учреждение в Челябинске Товарной Биржи. В 1907 году Биржевой комитет открыл свою деятельность.
Торговое дело вызвало к жизни учреждение Банков Госбанка (1893 г.), Общества Взаимного Кредита, Русского Торгово-Промышленного и Агентства Русского для внешней торговли Банка. Кроме того было 14 Страховых Обществ и 8 транспортных контор.
Промышленная деятельность города за этот период сильно поднялась, хотя и в меньшей степени, чем торговля. Прежде всего соответственно главной продукции района разилось мукомольное дело и появились крупные паровые мельницы как-то: Степанова в 7-ми верстах от города, перестроенная в пароводяную, самая крупная с суточной производительностью до 12 тысяч пудов муки; Кузнецова в самом городе; Яушева; Петрова и Полякова. Старые городские водяные мельницы (Архиповская) и Боровинского были переоборудованы на пароводяные и более мощные. Кроме того в самом городе возникли мелкие мельницы: Стрельникова (в 1910 году), Ростова (в 1912 году), Иванова и Луканина.
Для крупчатников особенно выгоден был перелом тарифа на станции Челябинск, дававший накидку на пуд зерна, отправляемого из Сибири, до 8 копеек, что предоставляло возможность им покупать зерно и перерабатывать его в муку. На мельницах Челябинска перемалывалось зерна до 5 миллионов пудов в год.
В этот же период возникли: Пивоваренный завод Венцйеля (1893 г.), Дрожжевой завод Аникина, Дроболитейный завод Мартынова, Конфектная фабрика Высоцкого и целый ряд прочих мелких промышленных заведений: крупообдирочных, маслобойных, искусственных минеральных вод, кожевенных, салотопных, колбасных, мыловаренных, кишечномоечных, пимокатных и кирпичных сараев.
В этот же период возникли и приобрели значение разного рода кооперативы и общества взаимопомощи. Прежде всего открылись коллективы по выдаче денежных ссуд и субсидий: Общество взаимного кредита, Касса взаимопомощи учителей, Ссудо-сберегательная касса чаеразвесочной Губкина-Кузнецова, завод Столль, служащих Яушева, Земских служащих и Ссудо-Сберегательное Товарищество, объединявшее кустарей. Затем, с 1916 г. функционировал Союз Кредитных и Ссудо-сберегательных тем, с 1916 г. функционировал Союз Кредитных и Ссудо-сберегательных товариществ. Этот союз в последнее время (1917 г.) имел свою типографию, кожевенный, овчинный и маслобойный заводы, механическую, пимокатную и сапожные мастерские.
Затем, организованы были потребительские кооперативы на Михайловском хуторе («Потребитель») и Переселенческом пункте («Переселенец»). В самом городе 28 февраля 1909 г. открыто было «Общество Потребителей служащих и рабочих» и в октябре 1916 г. был организован Союз потребительских кооперативов.
Промышленный и торговый рост города и увеличение населения неизбежно заставили городское самоуправление обратить внимание на нынешнее благоустройство города. В 1903 г. дума постановила произвести замощение центральных улиц (Уфимской и Сибирской) за счет самих владельцев, но фактически к устройству мостовых было приступлено только в 1905 году, когда была замощена только лишь Уфимская улица. В 1906 г. была замощена Сибирская улица и Соборная площадь; в 1907 г.— Екатеринбургская, Большая и Азиатская (в южной половине), а также Хлебная площадь. В 1908 г. благодаря энергии и настойчивости городского головы Бейвеля было замощено Шоссе от города до станции. В 1909 г. замощены в наиболее праздных местах Исетская и Скобелевская улицы (по последней тогда было большое движение во время ярморок).
В 1904 г. было введено освещение города керосино-калильными лампами в числе 20.
Начало благоустройства пожарного дела в городе относится к 1897 г., когда открыло свою деятельность вольно-пожарное общество и были приобретены пожарные машины. В 1901 г. открыта была в Заречьи 2-я пожарная каланча и в 1902 г. устроено пожарное депо в Пригородной слободе. С 1910 г. на летнее время открывалась пожарная часть и в Заручейном районе.
Крупное улучшение городского благоустройства внесено введением в 1907 г. электрического освещения. В 1907 г. начало функционировать «Товарищество на вере Кокорев, Колбин и Ко», каковое по договору с городским самоуправлением установило 60 дуговых фонарей. С 1915 г. Городской думой была устроена мощная электрическая станция на месте старой станции Кокорева, Кобина и Ко.
С 1906 г. начал функционировать в городе телефон, устроенный сначала на средства небольшой группы лиц и учреждений. Телефон вскоре стал необходимой потребностью торгово-промышленных организаций и административных учреждений и количество абонентов с каждым годом увеличивалось. В 1906 г. абонентов было 94, в 1907 г.— 128, в 1908 г.— 168, 1909 г.— 191. В 1909 г. телефонная сеть общим протяжением была в 165 верст стоимостью в 16.257 руб. В 1913 г. произведено переоборудование телефона по более совершенствованной системе (полуавтоматической) центральной батареи. В 1925 г. телефон проведен был из города по районным селениям округа. Количество абонентов в настоящее время составляет 367 по городу и 7 по округу с платой за эксплуатацию от 5 руб. до 11 руб. 25 к. в месяц.
Из крупных мероприятий по благоустройству г. Челябинска, опередивших в этом отношении даже г. Свердловск, стоит, далее, устройство водопровода. Водопровод в Челябинске начал функционировать с 1912 г. при наличии 8-ми водоразборных будок и 26-ти домовых ответвлений.
В 1896 г. открыт Городской ломбард с основным капиталом в 5 тысяч руб., а к 1906 г., спустя 10 лет, капитал ломбарда возрос до 15 тысяч рублей.
По оказанию медицинской помощи следует отметить открытие нового здания для амбулатории при больнице (1901 г.), а затем открытие в собственном здании Городской аптеки и при ней 2-й амбулатории.
В этот же период были открыты: Реальное училище (1905 г.), Торговая школа (1909 г.), Епархиальное женское училище (1908 г.), Учительская семинария (1911 г.) и 2-я женская гимназия (1913 г.).
Из нисших школ в это время были вновь открыты: II-е 4-х классное смешанное училище (1907 г.) и приходские-мужские: III-е Николаевское (1895 г.); IV-е на Восточном бульваре (1905 г.) и V-е Кутузовское в Заречьи, на Екатеринбургской улице; приходские женские: III-я (1906 г.) и смешанные школы: I при доме Трудолюбия (1901 г.) для бедноты, которая пользовалась обедами в столовой при доме Трудолюбия, II-е в Пригородной слободе, близ кладбища (1908 г.) и III-я в Порт-Артуре (1908 г.).
В тот же период устроены были школы железно-дорожного ведомства. Сначала было открыто в 1898 г. в собственном здании 2-х классное мужское училище Министерства Народного Просвещения с большим залом, с ним была открыта женская церковно-приходская школа, в 1916 г. в Порт-Артуре было открыто смешенное 2-х классное училище и 3 казачьих Начальных школы в Никольском поселке.
Первая библиотека была открыта в городе при Духовном учил., но ревизором Миропольским эта библиотека в 1872 г. была закрыта. После этого отдельные лица несколько раз возбуждали перед правительством ходатайство об открытии библиотек, но в ответ на все эти просьбы правительство не только отказывало в материальной помощи, но также не разрешало открытие библиотек на общественные средства. И только лишь в 1898 г. в Челябинске была открыта Городская народная библиотека, которая и обслуживала населения всего города. В 1906 г. была открыта Татаро-башкирская библиотека-читальня.
Для удовлетворения культурно-просветительских нужд в 1898 г. в Челябинске было открыто Общество попечения о начальном образовании. Силами и средствами этого общества был открыт в городе первый книжный магазин (1900 г.) и в 1908 г. Обществом были открыты при Народном Доме музей наглядных пособий и детская библиотека. Затем, открыты были: Общество вспомоществования учащимся средних учебных заведений (в 1912 г.) и Общество дошкольного воспитания (в 1912 г.).
В 1903 г. в Челябинске открыт был первый театр — Народный Дом (Народный дом имени Цвиллинга).
Из благотворительных учреждений, появившихся в это время, заслуживает внимания Попечительское общество о доме Трудолюбия, возникшее в 1896 г. Оно устроило собственное помещение, где давало работу безработным женщинам, и организовывало столовую; которой отпускались дешевые и сытные обеды беднейшему населению. В 1901–04 г. это же Попечительство содержало свою школу. Однако, несмотря на положительные стороны работы Попечительского общества деятельность последнего сводилась преимущественно к неорганизованной подачке либеральными дамами и не носила характера широко организованной помощи.
В целях пропаганды и распространения культурного и интенсивного ведения сельского хозяйства по частной инициативе в 1910 г. открыто было Селько-хозяйственное Общество. В настоящее время Общество имеет в своем распоряжении 78 десятин земли, из которых 8 десятин заняты огородами и питомниками (близ Маслозавода), а на остальной земле находятся опытно-показательное поле, сортоиспытательные и сорторазмножительные для лучших культур участки.
Кроме того в 1906 г. открылось «Общество правильной охоты», устроившее в 1910 г. за городом тир с помещением для клуба. С 1922 года это общество функционирует как Кооперативно-промысловое и реорганизовано в «Союз охотников».
Газетное дело получило начало в Челябинске в 1904 г. с изданием Городской Управой «Листка объявлений». Помимо объявлений в Листке помещались телеграммы и городская хроника. Но это, первое периодическое издание в Челябинске носило узко ведомственный характер в силу чего большего успеха не имело и в начале 1905 г. прекратило свое существование.
В 1905 г. появилась частная пресса, когда стали выходить газеты «Труд», орган октябристов и крайних правых, затем с 1906 г. «Голос Приуралья» под редакцией Б. А. Весновского, известного автора «Карманного путеводителя» по гор. Челябинску и историко-статистическим описанием города (издан в 1909 г.). Эта газета с умеренно либеральным направлением просуществовала до революции 1917 г. С 1907 г. начала издаваться газета «Приуралье» с ярким левым политическим оттенком но распоряжением губернатора «за неблагонадежность» в 1910 г. газета была закрыта. В 1912 г. издавалась в течении последних нескольких месяцев газета «Приуральское слово».
Затем, выходили еще кооперативные журналы, как-то: с 1909 г. «Известия Челябинского Общества Потребителей», обслуживавшие Приуральскую кооперацию; в 1912 г. социал-демократический общественно-литературный еженедельник «Челябинская неделя», переименованный с 1913 г. в «Наш союз» и ставший чисто кооперативным органом, издававшимся Приуральским союзом маслодельных артелей, наконец Союз Потребительских кооперативов в течении 1918–1919 гг. издавал журнал «Кооперативный путь».
После русско-японской войны в порядке частных предприятий коммерческого свойства, как места для развлечения публики, возникли кино-театры. Число кинематографов одно время доходило до 7.
Почти в самом начале данного периода издано было новое «Городовое положение 1892 г. 11 июля, действовавшее до революции. На основании этого положения с 1894 г. был избран новый состав думы. Число глассных думы сначала достигало 30, а потом 40 и в конце 60.
С 1 января 1895 г. в Оренб. губ. введена была казенная винная монополия. Благодаря этому обстоятельству город лишился части доходов, получавшихся от виноторговцев (денежных взносов в Городскую кассу за право виноторговли) и от взимания арендной платы. Раньше, до введения винной монополии город получал от виноторговли ежегодно до 15 тысяч рублей дохода, с введением-же винной монополии количество этих доходов снизилось до 2½ тысяч руб. Такая значительная разница заставила город прибегнуть к увеличению обложения недвижимого имущества вместо прежних ½ % до 1 %, а также к введению налога на лошадей, повышению арендной платы за торговые помещения и проч. Финансовое положение города и благодаря указанным мероприятиям не улучшилось, вследствие чего Городское самоуправление с 1899 года в течении ряда лет испрашивало у Правительства компенсацию за лишение доходов через отчисления известного процента в пользу города с дохода от винной монополии, но губернские власти не шли на удовлетворение нужд города, не учитывали его роста и оторванности от губернского центра. Челябинск хотя и продолжал оставаться в зависимости от губернского административного центра, но по своей удаленности от последнего, а также вследствие обособленности хозяйства Челябинска и его уезда от Оренбурга был поднят в 1904 г. вопрос об образовании Екатеринбургской губ. (из 6-ти уездов: Челябинского, Троицкого, Златоустовского, Курганского, Екатеринбургского и Шаринского). Челябинское Городское самоуправление несколько раз обращалось к губернатору с ходатайством об учреждении не Екатеринбургской губ., а Челябинской, доказывая, что Челябинск, считавший себя столицей Южного Приуралья, занимает центральное положение во вновь проэктируемой губернии, что он является крупным узловым жел.-дор. и стратегическим пунктом с грандиозными военно-остановочными сооружениями, а также и ввиду нахождения в нем Таможни, Переселенческого пункта и крупной торговли. Не упущено было из внимания указание на крайне суровый и резкий климат (!) Екатеринбурга, на относительную дешевизну съестных припасов в городе Челябинске. В своих ходатайствах Городское самоуправление пыталось доказать, что губернские учреждения довольно легко удастся разместить в Челябинске и обещало губернатору отстроить дом на удобном месте. Но, несмотря на хлопоты Екатеринбургского и Челябинского самоуправлений, несмотря на очевидную потребность в создании новой губернии, ни Екатеринбургская, ни Челябинская губерния не были учреждены и город Челябинск до 1919 г. продолжал по прежнему оставаться уездным городом Оренбургской губернии.
Проведение железной дороги с ее мастерскими и быстрый экономический рост города неизбежно привлекли в Челябинск кадры пролетариата, а положение Челябинска, как узлового железно-дорожного пункта, создало благоприятные условия для революционного движения среди рабочих и особенно в железно-дорожных мастерских и заводе Столль, где было сконцентрировано наибольшее количество рабочих.
В 1896 г. в Челябинске возникла первая политическая организация под названием «Уральского рабочего союза», которая, главным образом распространяла свое влияние на Златоуст, Салдинский завод и др. заводы. В 1897 г. в Челябинске состоялся 1-й Съезд революционных деятелей Урала, но в 1898 г. организация была раскрыта полицией и участники ея (Н. М. Зобнин, А. А. Беляков, Н. В. Балашов, Годлевский) были высланы из Челябинска в Архангельскую губ. на срок от 3 до 5 лет.
В начале XX столетия в Челябинске организуются революционные кружки и постепенно начинает налаживаться конспиративная работа среди рабочих. Революция 1905 г. встретила в сознательной части Челябинских рабочих широкое сочувствие. 30 мая 1905 г. железнодорожники, руководимые социал-демократами, успешно провели экономическую забастовку. Затем, вскоре по заключении мира с Японией железнодорожники и почтовики дружно отозвались на Всероссйскую политическую стачку, вынудившую царское правительство пойти на ряд уступок и опубликовать манифест 17 октября.
Первое известие об октябрьском манифесте различными слоями населения было встречено разнообразно. 19 октября 1905 г. по почину железнодорожников состоялась большая манифестация по городу с красными флагами, пением марсельезы и с лозунгами, провозглашавшими о необходимости низвержения самодержавия. Черная сотня начала резко реагировать на проведенную манифестацию и в этот-же день произвела в городе еврейский погром. Погрощиками было разгромлено всего 38 еврейских домов и 18 магазинов и лавок. Материальный ущерб от этого погрома выразился в полмиллиона руб. Вместе с тем погромщики тщательно вылавливали евреев и дело не обошлось без того, чтобы целый ряд евреев жестоко были избиты погромщиками. Правительство делало вид, что оно защищает интересы всего населения и после погрома целый ряд лиц были привлечены к ответственности. Так, отстранен был «за бездействие» уездный исправник, а руководитель погрома брандмейстер Новиков только лишь спустя 5 лет сессией Саратовской уголовной палаты присужден был к 2 годам тюремного заключения. Но несомненно, что Новиков и его товарищи действовали не по собственной инициативе, а по указаниям жандармского управления. Новиков фактически за руководство погромом не просидел в тюрьме ни одного месяца, так как по ходатайству «именитых» граждан был помилован царем и вновь был принят Городским самоуправлением на должность брандмейстера и его огромная деятельность была «заклеймена» Челябинскими купцами и обывателями тем, что Новиков был избран в гласные Городской думы.
В 1905 г. декабрьское восстание в Москве было поддержано Челябинскими железно-дорожными рабочими, но вскоре наиболее активные революционные деятели были схвачены полицией и отправлены в ссылку.
В январе 1906 г. через Челябинск проследовал карательный отряд генерала Меллера-Закомельского, а в декабре 1905 года в Челябинск прибыл для подавления революционного движения генерал-губернатор Стрельницкий, остававшийся в Челябинске до снятия военного положения (20 февраля 1908 г.). Эти годы в Челябинске, как и во всей России, были годами злейшей акции и расправы с революционными деятелями. 11 декабря 1906 г. 4 революционера царским правительством были повешены на дворе Челябинской тюрьмы и несколько десятков были высланы на разные сроки в места «не столь отдаленные».
Однако и те небольшие вспышки, которые были в Челябинске, заставили правительство серьезно задуматься о том, чтобы волна революционного движения не вспыхивала вновь. С этой целью штат полиции города Челябинска был увеличен до 50 человек и кредиты на содержание ее от казны были увеличены до 12600 рублей в год.
Но и не только путем увеличения кадра городовых пыталось успокоить Челябинских рабочих царское правительство и цензовый элемент. Для лучшей борьбы с крамолой было использовано и «православие». В 1908 г. было учреждено Челябинское викариатство. Сначала викарный епископ жил в Оренбурге. Позднее Синод распорядился о переводе Викария в Челябинск, но гор. Троицк выступил было конкурентом, усиленно ходатайствовал о переводе викария в Троицк и был готов последнему отстроить дом за 15 тысяч рублей. Но Челябинская Городская дума оказалась более щедрой и отпустила на приобретение архиерейского дома 20 тысяч рублей и, таким образом, за 5 тысяч рублей Городской думой был куплен «епископ Челябинский»…
В 1910 г. в очень большом количестве были распространены случаи заболевания холерой. В этот год всего заболевших было зарегистрировано 248. из которых 173 (68 %) умерло.
В 1913 г. в Оренбургской губ. было введено Земство и, в связи с этим, город Челябинск был выделен в самостоятельную Земскую единицу.
В 1912 г. в Челябинске была организована 1-я общегородская больничная касса, которая объединила на первых порах 6 предприятий: электрическую станцию, мельницу и маслозавод Кузнецова, мельницу Первушина, Михайловский винный завод бр. Покровских и типографии — Бреслиной и «Печатное дело».
Империалистическая война приостановила развитие города вследствие того, что Городское самоуправление вынуждено было значительную часть своих средств тратить на содержание различных учреждений работавших для нужд армии.
В 1915 г. в городе стал чувствоваться недостаток продуктов. В октябре 1915 г. из-за задержки уплаты женам мобилизованных пособий и вследствие не выдачи сахара солдатками был произведен так называемый «бабий бунт», во время которого последние разбили стекла в Городской управе и в магазинах: Яушева, Ахметова, Валеева и Стахеева. Но и для подавления этого продовольственного «бунта» Городскому самоуправлению и полиции пришлось объявить город на военном положении и усилить охрану города войсками. Между тем положение с продовольствием изо дня в день ухудшалось, продукты дорожали, заработная плата становилась менее реальной и в силу этого экономическое положение рабочих и всего населения (конечно за исключением купцов, спекулировавших на продовольствии, и предметах первой необходимости и этим самым «работавших на оборону») ухудшалось и к началу 1917 г. достигло своего апогея.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments